C 1 июля все переводы физ лиц друг другу по картам будут облагаться подоходным налогом?

Управление финансами

Будет ли налог с перечислений на карту?

Запросы в кредитно-финансовые организации от налоговых органов относительно счетов физических лиц, Индивидуальных Предпринимателей и юридических лиц (открытие, закрытие, остаток, изменение реквизитов) могут поступать в случае проведения налоговой проверки в порядке статьи 88 НК РФ (камеральная проверка — проводится, например, при предоставлении в налоговую декларации о доходах 3 НДФЛ для получения налогового вычета) либо в случае истребования документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ.

Если налоговая в результате проверки обнаружит денежные средства, происхождение которых необходимо прояснить, соответствующий запрос будет сделан владельцу счета. Ему в течение пяти дней необходимо будет дать пояснение. В результате рассмотрения пояснения налогоплательщика (а также и в случае, если оно не предоставлено) налоговый орган принимает решение о том, имело ли место налоговое правонарушение (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Если будет установлено, что гражданин уклонялся от уплаты налогов, то ему доначислят НДФЛ и штраф 20% от суммы неуплаченного налога по статье 122 НК РФ.

Решение о привлечении к налоговой ответственности выносится по форме приложения 30 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@, где в разделе 3 будет указан вышестоящий налоговый орган для подачи жалобы и разъяснен порядок обжалования. Досудебный порядок в данном случае является обязательным — необходимо предварительно обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган, а только потом при необходимости в суд (ст. 138, 139 НК РФ).

Уже с 1 июля в России начнут действовать поправки к статье 86 Налогового Кодекса РФ, которые гласят, что все банки обязаны предоставлять налоговой службе информацию по движению денег на банковских картах физических лиц по требованию. Отныне, все поступления на счет, или карту физического лица, которое не удалось идентифицировать доблестные налоговики будут расценивать как прибыль, облагаемую налогом.

А вот чтобы полученные на счет деньги не учитывались как прибыль, облагаемая налогом, человеку нужно будет документально подтвердить, что это не прибыль, а например, то или иное лицо просто вернуло ему долг. В случае же, если физическое лицо не сможет доказать, что полученные средства не доход, то налоговая служба получит право на взыскание штрафа в размере 20% от суммы неоплаченного налога, а также пени, и собственно сам налог.

Повсеместно появилась информация, якобы гражданам России предстоит доказать ФНС, что средства, поступающие к ним на карту, это не доход. Иначе все деньги также будут облагаться налогом. Поправки должны вступить в силу с 1 июля. Но эта информация оказалась всего лишь фейком.

C 1 июля все переводы физ лиц друг другу по картам будут облагаться подоходным налогом?

Источники ссылались на подпункт 1.1 статьи 86 Налогового кодекса. Он появился в Налоговом кодексе в сентябре 2016 года. Сообщать об открытии и закрытии счетов банки начали еще с 2014 года, только это было прописано в другом подпункте закона.

«Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа», — говорится в законе.

С 2014 года кредитные организации обязаны предоставлять в налоговую выписки по счетам. Однако не для того, чтобы сотрудники начали искать среди переводов «незаверенные доходы». Данные раскроют только в случае камеральной проверки. Также необходимо согласие руководителя вышестоящего налогового органа. Кроме того, запросить информацию могут, основываясь на первом пункте статьи 93 Налогового кодекса.

«Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля», — гласит 1 пункт статья 93 НК.

Поэтому изменений в законе, из-за которых россиянам пришлось бы отчитываться за перечисления на карту, проводиться не будет.

Новость о вводимом с 1 июля 2018 года контроле налоговой службы за поступлениями на карты физических лиц гуляет по интернету и уже вызвала множество гневных комментариев.

Проблема в том, что ни один новостной портал, разместивший у себя эту новость, не дал ссылку на собственно законодательство — все ссылаются друг на друга и, по сути, разными словами перепевают одну и ту же статью с совершенно прозрачным контекстом и сомнительным содержанием.

Правда, в изначальном тексте вроде бы есть упоминание о якобы вступающей в силу поправке к статье 86 Налогового кодекса РФ. Но правда ли это?

Начнём с того, что любая поправка в налоговом кодексе принимается отдельным федеральным законом. Оставим тот факт, что принятие федерального закона — удовольствие не быстрое (когда надо, могут и довольно быстро провести — достаточно вспомнить о так называемой налоговой амнистии). Но две вещи не отменить никаким образом:

  • закон для вступления в силу должен быть опубликован, причем только в официальном источнике (для нашего государства — это «Российская газета»),
  • ни один закон, касающийся налогов, не вступают в силу немедленно — на это требуется не меньше месяца.

C 1 июля все переводы физ лиц друг другу по картам будут облагаться подоходным налогом?

Так что: если бы наша новость была правдой, соответствующая поправка в ст. 86 НК РФ была бы оформлена законом, опубликованным в «Российской газете» не позднее 1 июня 2018 года (а, возможно, и раньше).

Однако, как легко убедиться, ничего подобного не публиковалось.

Нет ничего подобного и на правовых порталах «Гарант» и «Консультант» (ну, это уже к слову).

Господа, объясните, пожалуйста, как суды могут «часто рассматривать» такие дела, если (если верить авторам новостей), контроль счетов физических лиц — это нововведение и раньше ничего подобного не было?

Еще не менее интересно: какие статьи кодекса об административных нарушениях связаны с «неоплатой подоходного налога»?! Там такие нарушения просто не предусмотрены: точнее, за непредставление деклараций (рачетов) — есть (статьи 15.5 и 15.6 КоАП), а за неуплату налогов — нету. Совсем. (Мало того, за непредставление декларации «по административке» привлечь можно только должностное лицо, но никак — обычного гражданина).

Что есть на самом деле?

Контроль за движением средств на счетах клиентов (любого вида, в том числе и обычных физических лиц без статуса предпринимателя) осуществляется банками уже давно. Эта обязанность возложена на банки законом Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Так же банкам дано право блокировать все операции по счетам, если такая операция кажется сомнительной или подозрительной (скажем, на счет пришла крупная сумма небольшими платежами в течение длительного времени или разом совершена операция на сумму свыше 600 тыс. рублей). Информация о таких клиентах уходит в Росфинмониторинг. И да, придётся доказывать, «что ты не верблюд».

Росфинмониторингу и банку. Федеральная налоговая служба такую информацию не получает.

Соглашение об обмене информацией между ФНС России и Росфинмониторингом попросту не предусматривает обязанность Росфинмониторинга передавать налоговикам все полученные им сведения по счетам — только о выявленных незаконных схемах по уклонению от налогообложения (как правило, в отношении организаций — «простому физическому лицу» так засветится будет весьма сложно).

Теперь что касается статьи 86 НК РФ, в которую якобы внесены поправки.

Касается эта статья обязанностей банков сообщать налоговикам о наличии счетов (открытии и закрытии) по всем своим клиентам, в том числе и по физическим лицам. Такая редакция этой статьи действует уже с 1 июля 2014 года.

С того же июля 2014 года появилась обязанность банка предоставлять налоговой службе сведения о движении средств по счетам, т. е. о поступлениях и расходах. Чисто теоретически это означает, что контроль за картами физических лиц — в отношении любой суммы поступлений — ведется уже четыре года!

Фактически же такие сведения предоставляются не «спошняком в отношении каждого клиента и каждого рубля», а исключительно по запросу. Причём по запросу мотивированному, т. е. обоснованному, с указанием причин этакого пристального внимания.

Мало того, прежде чем такой запрос в банк послать, налоговому инспектору придётся доказать его необходимость и получить письменное согласие вышестоящего руководителя (не начальника «своей» налоговой, а руководителя управления налоговой службы по региону). Сами понимаете, простого «да у него работы никакой нет, а машина есть» тут недостаточно — обоснование должно быть более убедительным.

Читайте также  Кредиторская задолженность в балансе

Да и чисто технически в таком формате взаимодействия с банками охватить сотни тысяч счетов пристальным вниманием ФНС — нереально.

Поправка же в статью внесена с 1 июня 2018 года и только одна — её действие распространено не только на денежные, но и на так называемые «металлические» счета (в золоте, платине и тому подобное).

Так что новость — это мягко говоря фейк.

По факту счета россиян уже давно мониторятся банками, а Федеральная налоговая служба знает о их наличии и чисто теоретически имеет возможность анализировать поступления по ним уже четыре года. Однако, так как получение сведений по физическим лицам может быть только по мотивированному запросу, возможность пользоваться таким анализом для начисления налогов у налоговиков весьма ограничена (реально, чтобы такой запрос создать нужно иметь огромный массив информации откуда-то со стороны, скажем, в ходе проверки какой-то фирмы получить информацию о переводе ею каких-то крупных сумм (желательно неоднократно) некому лицу, при этом не являющегося ни предпринимателем, ни работником, ни учредителем, ни директором).

Откуда возьмется недоимка?

Поскольку в нашей ситуации декларацию гражданин не подавал, доначислить ему налог инспекция может только по итогам налоговой проверки, причем выезднойп. 1 ст. 88, ст. 89 НК РФ. Значит, недоимка у него может появиться лишь при вступлении в законную силу решения по итогам проверкип. 7 ст. 101 НК РФ. В отсутствие же недоимки, как вы понимаете, не может идти речи о ее взысканиич. 1 ст. 56, статьи 60, 195, 196, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ.

Однако в рассмотренных белгородскими судьями делах все было совсем не так. Местные инспекторы решили не утруждать себя назначением и проведением выездной проверки. Единственное, что они сделали, — вызвали налогоплательщика в инспекцию для дачи пояснений. Не получив пояснений, инспекторы посчитали налог «на коленке», по простейшей формуле: покупная стоимость машины х 13%. Результат вычисления и есть сумма недоимки.

Такому расчету нужно было найти «правовое» обоснование. И оно совместными усилиями налоговиков и судей нашлось. Суды посчитали так: инспекторы могут определять налоги расчетным путем на основе данных о гражданине (и аналогичных ему налогоплательщиках), если тот не представляет декларацию более 2 месяцев со дня, когда она должна была быть представленаАпелляционное определение Белгородского облсуда от 25.02.2014 № 33-750/2014; Решение Губкинского райсуда Белгородской области от 10.06.2014 № 2-201/2014~М-188/2014.

C 1 июля все переводы физ лиц друг другу по картам будут облагаться подоходным налогом?

Но представители власти лукавят, нет в НК такого основания. Определять налоги расчетным путем налоговики вправе, если налогоплательщик, которому в ходе налоговой проверки выставлено требование о представлении документов, необходимых для расчета налогов, в течение 2 месяцев не подал эти документыподп. 7 п. 1 ст. 31, ст. 93 НК РФ; п.

8 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 (например, затребованный договор купли-продажи машины или платежную квитанцию и пр.). Но декларация — это документ, содержащий расчет налога, а не документ, необходимый для того, чтобы этот налог посчитатьп. 1 ст. 80 НК РФ. Поэтому ее непредставление в течение сколь угодно длительного времени не может быть основанием для определения налога расчетным путем.

Не говоря уже о том, что сам расчетный метод без проведения проверки не может быть использован. Так как обязанность отнести в ИФНС документы для расчета налога возникает только при получении требования о представлении документов. А такое требование ИФНС может выставить лишь при проведении налоговой проверкип. 1 ст. 93 НК РФ; п. 27 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57.

ВЫВОД

Закон не предоставляет ИФНС возможности начислить налог без проведения налоговой проверки. Само по себе непредставление налоговой декларации не позволяет инспектору определять налог расчетным путем.

Право налоговиков взыскивать недоимку с физических лиц через суд прямо оговорено законом. Но делать они это могут только в случаях, предусмотренных НКподп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ. А по НК обратиться с таким иском в суд ИФНС может в течение 6 месяцев со дня, когда истек срок добровольного исполнения требования об уплате налогап. 2 ст. 48 НК РФ. В рассмотренных нами делах требование налоговики не направляли, хотя этой обязанности с них никто не снималп. 2 ст. 69, п. 3 ст. 101.3 НК РФ.

Другого порядка взыскания НК не предусматривает. Но для судов это не проблема. По их мнению, правила о направлении требования должнику не работают, когда налог определен расчетным путемсм., например, Апелляционное определение Белгородского облсуда от 03.09.2013 № 33-3283.

C 1 июля все переводы физ лиц друг другу по картам будут облагаться подоходным налогом?

Ну что тут скажешь… ИФНС обращается в суд за взысканием недоимки, которой юридически не существует. Порядок обращения за взысканием инспекторы нарушают. Но на все это суды закрыли глаза.

Тотальный контроль за платежами физлиц уничтожит малый бизнес

В СМИ и в интернете снова пошли слухи относительно того, что денежные переводы с карты на карту с 1 июля 2018 года попадут под контроль налоговиков.

Одна из наиболее часто встречающихся сегодня историй – сообщения о том, что якобы Сбербанком уже контролируются переводы и из этой организации часто звонят получателям и отправителям средств. Якобы если оба человека заявляют, что перевод средств стал возвратом долга, банк подобное устраивает. Если же хотя бы один из лиц признается, что средства были получены в качестве оплаты за услуги – деньги замораживаются.

Версия интересная, однако наводит на ряд мысли. Прежде всего, зачем все это банку? Для начала, сколько денег требуется на оплату работы тех, кто обзванивает пользователей и, по сути, незаконно интересуется источником происхождения их денежных средств. И это с учетом того, что Сбербанк сокращает число своих отделений и старается уменьшить количество работников в пользу терминалов. Совершенно с этим не стыкуется формирование колл-центров для контроля денежных переводов.

Второе, что здесь настораживает – почему лишь Сбербанк? Неужели они настолько готовы подрывать репутацию, что станут производить незаконные действия и блокировать средства на счетах лишь из-за того, что с клиента якобы должен был быть удержан налог с перевода, но не был удержан?

В случае же законности подобных действий и выполнения их Сбербанком, почему ничего не известно в этом плане о других банках? Действительно, слух смотрится как дикий вброс откровенной дезинформации со стороны конкурентов против ведущего игрока на рынке банковских услуг.

Еще один вариант слуха внешне смотрится несколько правдоподобнее и юридически продуманнее. Якобы налоговики сами станут отслеживать движения денег по картам и наблюдать все поступления средств с карты одного физического лица на карту другого.

C 1 июля все переводы физ лиц друг другу по картам будут облагаться подоходным налогом?

Схема подается приблизительно следующая – с каждого перевода с карты на карту будет в автоматическом режиме удерживаться налог в 13%. Таким образом, по умолчанию будет учитываться, что перевод средств является оплатой каких-либо услуг. Если это не так, и перевод был чем-то другим, то физлицо должно будет идти в налоговую и подтверждать сей факт документами.

Подобная версия хоть и смотрится устрашающе для граждан, также имеет ряд слабых мест. В налоговых органах трудится не такое большое количество человек, и когда в отделения придут толпы граждан с доказательствами законности происхождения переведенных им средств и просьбами возвратить им подоходный налог, то все отделения просто-напросто не смогут заниматься больше ничем другим.

О том, что с 1 июля денежные переводы с карты на карту могут стать объектом налогообложения, юристы и бухгалтера с удивлением узнали, когда на них буквально обрушился вал вопросов на эту тему. Вот некоторые из них:

  • Перевод с карты на карту с 1 июля«Слышал, что в силу вступают уже в начале будущего месяца изменения в 86 статью Налогового кодекса России, в соответствии с которыми банки будут передавать налоговикам информацию о частных переводах между физическими лицами. Правда ли это? Будут ли после этого начислять НДФЛ на такие перевод на банковскую карту?» — спрашивает Глеб из Москвы.
  • «Я сдаю квартиру и каждый месяц получаю деньги на карту от арендаторов. Налоги, естественно, не плачу. Сможет ли ФНС уличить меня в уклонении от уплаты налогов, когда вступят изменения в ст 86 НК РФ с 01.07.2018?» — интересуется Борис из Санкт-Петербурга.
  • «Облагаются ли подоходным налогом переводы с карты на карту Сбербанка с 1 июля 2018 года? Как доказать, что перевод — это не доход, а материальная помощь от родственников?» — пишет Ирина из Новосибирска.

И таких вопросов очень много. На фоне вполне серьезных разговоров о выводе из тени доходов самозанятых граждан и фрилансеров информация об усилении налогового контроля за банковскими счетами и переводами физлиц не кажется чем-то невероятным.

Что делать, если вызывают в ФНС свидетелем и спрашивают про доходы?

Несмотря на то, что появившаяся информация о внесении поправок в ст. 86 НК РФ с 1 июля является фейковой, необходимо признать, что интерес ФНС к частным переводам с карты на карту, за которыми очень часто скрываются «серые» доходы, в последние годы усиливается. Об этом хорошо знают индивидуальные предприниматели, чьи счета легко блокируются за любые подозрительные операции, особенно если платежи в налоговую составляют 0,5% от оборота.

За физическими лицами без статуса ИП контроль также усиливается. В качестве примера можно привести дело пенсионера из Белгородской области, которому доначислили НДФЛ после покупки дорогого автомобиля. Налоговая посчитала, что пенсии по инвалидности и денежных средств, вырученных от продажи старого авто, было явно недостаточно для совершения дорогой покупки, и начислила пожилому мужчине НДФЛ на оставшуюся сумму, которую посчитала незадекларированным доходом.

ВС РФ отменил решение нижестоящих судов, разъяснив, что размер расходов в налоговом периоде нельзя приравнивать к размеру доходов, а основанием для доначисления НДФЛ могут быть только незадекларированный доход, а не расходы.

Читайте также  Оформить дебетовую карту без паспорта

Вступающие в силу с 1 июля текущего года поправки к статье 86 Налогового кодекса, предусматривающие тотальный контроль налоговых органов за денежными переводами граждан, ударят по малому бизнесу и системе электронных платежей, считает эксперт.

Поправки обязывают все работающие на территории России банки в обязательном порядке предоставлять информацию о движении средств на счетах физлиц. При этом сумма перевода значения не имеет, и кредитные организации передают все данные в ФНС.

Таким образом, практически любые поступления на счет физического лица, особенно регулярные, могут быть расценены фискальными органами как доход и могут быть обложены штрафами в размере 20% от суммы неоплаченного налога, пенями и, собственно, самим налогом.

Физлицам придется документально подтверждать, что поступившие на их счет деньги не подлежат налогообложению. Человек может сообщить в кредитную организацию, что эти средства ему, например, подарили, или вернули долг. Избежать штрафов можно, указав назначение платежа.

Нововведение ударит, прежде всего, по самозанятым гражданам, не платящим налоги, лицам, сдающим жилье, и компаниям, работающие по «серым» и «черным» схемам.

Но больше всего пострадает мелкий бизнес, уверен финансовый эксперт Михаил Акопьян.

По его мнению, в случае ужесточения налогового законодательства пострадает и сама система электронных платежей, от которых и без того не доверяющий банкам малый бизнес начнет отказываться, переходя на расчеты в наличных.

Как сообщало EADaily, правительство в поисках дополнительных средств на выполнение майских указов президента пошло на ряд непопулярных решений, в том числе увеличение пенсионного возраста и повышение НДС с 18% до 20%.

Что делать, если вызывают в ФНС свидетелем по статье 90 Налогового кодекса РФ?

Причина получения повестки чаще всего кроется в налоговом правонарушении

Налоговые органы наделены правом опрашивать граждан, способных пояснить обстоятельства, важные для осуществления налогового контроля, в соответствии со статьей 90 Налогового кодекса РФ.

Для чего и вызывают в качестве свидетеля, что делать на встрече с налоговыми инспекторами, какие права есть у граждан — об этом далее в статье.

Такие изменения действительно вносились, однако они не имеют отношения к контролю за денежными переводами граждан с карты на карту. В соответствии с Федеральным законом N 343-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», с 1 июня 2018 года вступили в силу изменениям в ч. 2 ст.

С 1 июня 2018 года банки обязали «выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом».

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 6

«31. В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.».

Статья 7

«1. Передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»;

«3. Списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами.».

Статья 11

1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

2. Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

3. Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в части 1 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию.

Статья 12

1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Читайте также  Выписка из ЕГРН на квартиру из Росреестр — что такое, как выглядит, можно ли заказать бесплатно?

2. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.

C 1 июля все переводы физ лиц друг другу по картам будут облагаться подоходным налогом?

3. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.

От презумпции недобросовестности до налогового долга — один иск

Теперь посмотрим, какие доказательства неуплаты налога собрали инспекторы для суда, что на это отвечали налогоплательщики и как суд оценил доводы сторон.

По мнению инспекторов, неуплату налога с доходов в сумме, равной стоимости автомобиля, доказывают сведения из базы данных ИФНС о регистрации автомобиля, об отсутствии доходов у его владельца (либо их недостаточности для покупки), об отсутствии у гражданина статуса ИП, а также сведения из ГИБДД о цене машины.

Согласитесь, эти «доказательства» ни прямо, ни косвенно не подтверждают получение налогоплательщиком дохода:

  • облагаемого налогом (ведь деньги ему могли подарить родные или друзьяп. 18.1 ст. 217 НК РФ);
  • в сумме, равной стоимости автомобиля (для его оплаты мог быть взят кредит);
  • в периоде покупки машины (деньги можно накопить и за несколько лет).

Однако, оценивая доказательства инспекторов по своему усмотрению, суды пришли к выводу: «Факт приобретения автомобиля сам по себе свидетельствует о получении налогоплательщиком дохода в году покупки и в сумме, равной стоимости покупки»см., например, Апелляционные определения Белгородского облсуда от 03.09.2013 № 33-3284, от 25.02.2014 № 33-750/2014.

C 1 июля все переводы физ лиц друг другу по картам будут облагаться подоходным налогом?

По своей сути такой подход есть не что иное, как претворение в жизнь презумпции недобросовестности налогоплательщика. То есть человек изначально предполагается неплательщиком налогов, что не требует никаких доказательств. Конечно, вы знаете, что в НК закреплен прямо противоположный подходп. 6 ст. 108 НК РФ.

Тем не менее суды отклоняли доводы налогоплательщиков о том, что:

  • деньги накоплены за несколько лет и с полученных в предыдущие годы доходов налоги уплачены;
  • на покупку машины потрачена белая зарплата супруги (супруга);
  • деньги подарены (одолжены) родственниками или взят кредит.

Суды сочли такие аргументы неубедительными, а доказательства, представленные в их подтверждение (например, договоры займа (кредита), дарения, расписки и др.), сомнительными. Причем доходит до того, что суды начинают выяснять источники и размеры доходов заимодавца, дарителя, супруга. И нередко приходят к выводу, что их доходы не позволяют одалживать или дарить суммы, достаточные для покупки машины.

Например, суд отклонил доводы гражданина, что машину он приобрел на деньги, подаренные матерью, установив, что ее зарплата сопоставима с прожиточным минимумом, а значит, накопить деньги для подарка сыну она не моглаРешение Вейделевского райсуда Белгородской области от 05.08.2014 № 2-246/2014~М-230/2014.

В другом случае суд не принял доводы гражданина, что машину он купил на заработанные его супругой деньги, с которых налог был удержан. Ведь сам супруг официального дохода не имеет, на иждивении у него два сына и — внимание! — доказательств сохранности зарплаты жены для покупки машины он не представилРешение Шебекинского райсуда Белгородской области от 05.06.2014 № 2-718/2014~M-580/2014.

Докажи недоказуемое

Иногда суды соглашались с тем, что налогоплательщик действительно получал деньги в долг (в том числе нецелевые кредиты), в дар либо от продажи личного имущества. Но иски налоговиков все равно были удовлетворены, поскольку доказательств того, что именно эти деньги были потрачены на покупку машины, человек им не представилсм.

, например, Апелляционные определения Белгородского облсуда от 11.02.2014 № 33-396/2014(33-4952/2013), от 25.02.2014 № 33-750/2014. Хотя само по себе предложение представить подобные доказательства смешно. Предположим, что у вас в кармане две тысячи рублей. Одна тысяча из вашей зарплаты, другая — подарена родственником.

Вы пришли в магазин и купили две вещи по цене тысяча рублей каждая. Сможете ли вы доказать, что на зарплату вы купили вещь А, а на подаренные деньги — вещь Б? Конечно, нет. Деньги — индивидуально не определенная вещь, поэтому доказать, какие именно деньги были потрачены на покупку одной вещи, а какие — на покупку другой, невозможно в принципе.

Доказать можно только то, что у вас был источник дохода, который не облагается налогом. Отдельные белгородские судьи это понимают и принимают доводы граждан, что машина куплена на полученные в долг или подаренные деньги. В результате сумма «дохода», на обложении которого настаивают налоговики, уменьшена, а вместе с ней уменьшен и взыскиваемый налог.

Нарушители: мнимые и реальные

Взыскивая налоги с граждан, в большинстве случаев суды исходили из того, что человек работает неофициально и получает черную зарплату. Так, в одном из дел гражданин пояснил суду, что деньги на покупку машины он заработал на стройке в Москве, но работодатель его по ТК не оформил. На это суд сказал, что гражданин, имея доход от трудовой деятельности, в нарушение законодательства налог с него не платилАпелляционное определение Белгородского облсуда от 13.05.

2014 № 33-1902/2014. В другом деле обвиняемый в неуплате налога за 2011 г. налогоплательщик в подтверждение легальности дохода представил суду документы о получении зарплаты в 2008—2010 гг. Однако, поскольку его работодатель справки 2-НДФЛ в налоговую инспекцию не подавал, суд эти доходы во внимание не принялАпелляционное определение Белгородского облсуда от 03.09.2013 № 33-3283. Выяснять же, был ли налог работодателем перечислен в бюджет или нет, суд не стал.

В общем, налоговики даже не пытались «догнать» работодателей, выплачивающих черную зарплату, поскольку проще взыскать НДФЛ с граждан.

Поступление на счет от физических лиц

Государственная дума РФ приняла в третьем чтении поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся так называемой «налоговой амнистии», то есть списания безнадежных долгов по налогам физических лиц и ИП.

СТЕЛЬМАХ Николай Николаевич

В судебных органах часто рассматриваются дела по административным правонарушениям, связанным с неоплатой подоходного налога, если на карту клиента банка перечисляются средства от другого физического лица. А в случае, если это происходит регулярно, то ФНС начинает проверять, за что лицо получило на свой счет эти средства.

Так, одной из мер избежать проблем с налоговой, является обозначение при переводе назначения платежа.

Федеральная налоговая служба всю необходимую ей информацию, получит от финансовых организаций. По закону, обо всех операциях необходимо уведомлять Росфинмониторинг, причем сумма перевода никакого значения не имеет, и банки все данные по счетам своих клиентов передают в ФНС.

Налоговая уже обладает данными по всем объектам недвижимости населения, и это дает возможность подавать запросы в банки и выявлять всю информацию по движению на счетах клиентов.

Если верить появившимся сообщениям, в НК РФ внесены изменения с 1 июля 2018, и налоговики получили право контролировать все поступления на банковские счета граждан. Сообщают, что поправки в статью 86 НК РФ с 1 июля 2018 дают налоговикам практически неограниченные возможности для получения любой информации о действиях физлиц по своим счетам.

Якобы с 1 июля все переводы физ лиц друг другу по картам будут облагаться подоходным налогом 13%, по умолчанию, а потом гражданам придется доказывать их происхождение, чтобы исключить из базы налогообложения. Если доказать честное происхождение денег не получится, как сообщают неизвестные источники, налогоплательщику придется заплатить еще и 20% за неуплаченный вовремя НДФЛ.

Но насколько правдивы такие сообщения?

Ответ на данный вопрос предельно прост. Закон о контроле банковских карт налоговой не предусматривает их блокировку. Подобное решение может быть принято лишь после появления реальных сомнений в честности полученных доходов. Но в данной ситуации проверяемое лицо уже будет знать о проводимых мероприятиях, потому и введение ограничительных мер не окажется для него неожиданностью.

Имеет право на блокировку и сам банк. Это касается ситуаций, когда на счёт поступают действительно большие суммы. То есть, необходимо, чтобы дело касалось сотен тысяч или даже миллионов рублей. Дополнительным условием блокировки является участие в денежной операции не только физического лица, но и юридического.

Оцените статью
Добавить комментарий