Об ошибках конкуренции и планах на будущее

Страхование

СПОР О ПРЕДПРИЯТИЯХ

Только редкие программы развития конкуренции не были поддержаны регионами – например, преобразование ГУПов и МУПов в государственные предприятия с госзаданием натолкнулось на ожесточенное сопротивление. Хотя есть и исключения – например, в Москве 96% унитарных предприятий преобразованы в госпредприятия.

До нашего приезда очень многие руководители регионов были убеждены, что мы хотим уничтожить ГУПы и МУПы, ничего не оставив на их месте. Мы говорим: «Нет! Просто ГУПЫ и МУПы – непрозрачная форма. Создайте государственные учреждения с госзаданием либо акционерные общества. Пусть они делают ровно то же, что и МУПы, но дайте им возможность зарабатывать на развитии социальной инфраструктуры. Они будут все больше коммерциализироваться, у них появится дополнительный источник доходов, они будут предлагать дополнительные сервисы, повышать свою эффективность. Не надо уничтожать все вокруг себя и оставлять хаос».

Это те начальники, которые работают в этих ГУПах, пугают, что наступит хаос. Конечно, не хочется расставаться с возможностью бесконтрольно распоряжаться имуществом и финансами – такая благодать для коррупции. При этом мы понимаем, что в оборонной отрасли в области безопасности могут быть монополии, в социальной сфере могут временно сохраняться ГУПы и МУПы.

Андрей Шаронов, президент Московской школы управления «Сколково»

/Вартан Айрапетян / Ведомости

ГУПы и МУПы – это потенциальные убийцы конкуренции. Их руководителей назначают их же потенциальные заказчики, т. е. главы органов исполнительной власти, которые потом отдают заказы этим же предприятиям.

Владимир Ефимов, заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений

Национальные проекты и Национальный план развития конкуренции во многом пересекаются. Конкуренция – это источник ресурсов, источник качества для достижения основных целей нацпроектов.

Федеральная антимонопольная служба поставила задачу выбрать 33 показателя развития конкуренции из 41. На многих товарных рынках абсолютное большинство показателей мы выполнили. Один рынок еще требует нашей работы – рынок пассажирских перевозок в Москве. Но и здесь мы постепенно двигаемся вперед, вступаем в рыночные отношения с частными операторами, заказывая им транспортную услугу. Делаем это аккуратно, чтобы не снизилось качество, – постепенно, маршрут за маршрутом передаем частным операторам.

Читайте также  Сайт «Дам денег» — реальная финансовая помощь людям от частных лиц

За последние девять лет количество ГУПов в Москве снизилось практически в 7 раз. Такими же темпами мы сокращаем количество предприятий, акционерных обществ, в которых у города есть хоть какая-то доля.

В некоторых случаях унитарные предприятия нужны для оперативного управления объектами городского хозяйства. Например, в сфере метро: город строит за свой счет новую станцию и за один день передает ее ГУП «Метрополитен», который начинает ее эксплуатировать. Чтобы передать ее акционерному обществу, нам пришлось бы потратить девять месяцев для внесения имущества в уставный капитал – или сдать в аренду. В остальных отраслях ГУПы должны быть ликвидированы или акционированы.

Сегодня в Москве не осталось унитарных предприятий, которые занимали бы хоть сколько-нибудь значимую долю на рынке, наверное, кроме «Мосгортранса» и «Метрополитена».

Александр Чупраков, вице-губернатор Московской области, руководитель администрации губернатора Московской области

С конца 2015 г. Московская область по поручению губернатора устраняет ГУПы и МУПы с конкурентных рынков, чтобы освободить дорогу частным компаниям. Путем реорганизации и ликвидации мы сократили их число примерно с 900 до 360. Больше всего их было в сфере торговли, т. е. на самом конкурентном рынке. С него мы и начали. Например, «Мособлгаз» уже не ГУП, мы занимаемся реорганизацией «МособлБТИ». Отдельного анализа требует реорганизация МУПов, которые управляют инфраструктурой, жилым фондом.

Из предложенного Федеральной антимонопольной службой 41 показателя состояния конкуренции мы выбрали 34, по 20 уже выполнили задачу. Для этого было крайне важно создать прозрачную систему закупок. У нас, как и в Москве, в Татарстане, существует электронный магазин для так называемых закупок малого объема, по которым можно заключать контракт с единственным исполнителем. Созданный нами портал работает уже полтора года, на нем зарегистрированы 7500 заказчиков и более 85 000 поставщиков. Мы обмениваемся информацией с Москвой как по заказчикам, так и по поставщикам: если один из них зайдет к нам в электронный магазин, то окажется и в магазине Москвы.

Читайте также  План реструктуризации долгов гражданина и порядок его составления

Александр, вы сказали: «Мы оставляем ГУПы только в неконкурентных областях, а в конкурентных областях мы их убираем». Но многие отрасли неестественно монопольны из-за того, что на них долгое время доминируют какие-то предприятия, выжигая конкуренцию. Если такой ГУП одномоментно ликвидировать, то действительно будет коллапс. И угроза этого коллапса становится аргументом в защиту ГУПа. Мы приучили, в том числе рыночных игроков, к тому, что без этого ГУПа нельзя. Мне кажется, это лукавство и надо такие сферы постепенно освобождать для конкуренции.

Но пока борьба между частным и государственным сектором часто заканчивается в пользу государственного, того же ГУПа. Это обмен эффективности на управляемость и предсказуемость. Губернаторы и мэры говорят: «А если этот [частный] провайдер завтра исчезнет?» И в этом, к сожалению, много правды.

Я с этим согласен и не случайно привел пример «МособлБТИ». Этот сектор давно конкурентный, существует очень много кадастровых инженеров. Но мы долгое время оставляли «МособлБТИ» именно ГУПом, потому что он несет очень серьезные затраты на ведение архива о состоянии каждого объекта недвижимости Московской области. Тем не менее мы приняли решение о его реорганизации, но это будет организационно-правовая форма, которая потребует определенного бюджетного финансирования.

Еще одна проблема – износ сетей, которыми управляют ГУПы. У нас есть объекты, износ которых превышает 50%. И никакой коммерческой управляющей компании нет экономического смысла вкладывать в их ремонт, да еще бороться за платежи пользователей. Случается, что, взяв в управление какой-то объект, частная компания понимает, что это не такой привлекательный бизнес, и сворачивает работу. В этой ситуации мы принимаем решение временно передать объект управляющей компании в форме МУПа.

ТРИ ВОПРОСА РЕГУЛЯТОРУ

Газета «Ведомости» и Ассоциация антимонопольных экспертов совместно с ФАС провели конкурс на три лучших вопроса руководителю службы Игорю Артемьеву.

Читайте также  Продажа рыбы как бизнес план торговли с нуля с чего начать сколько нужно вложить и какой возможен заработок

Фархад Рустамов, частное лицо: Почему в России не создадут реестр недобросовестных заказчиков?

Игорь Артемьев: Мы не видим большого смысла в том, чтобы «вырубить заказчика», лишив его возможности осуществлять закупки, необходимые людям. Другое дело, что нужно дисквалифицировать государственных служащих за нарушения. Каждый день мы накладываем 200 штрафов на госслужащих – и в основном за нарушения при закупках. Было несколько решений судов о дисквалификации руководителей заказчиков. Менять нужно людей, а не систему. Пусть подрядчик, который нашкодил, будет повержен в своих правах. А без заказчика система не может работать.

Виталий Дианов, партнер антимонопольной практики BCLP: Какие, по мнению ФАС, существуют – и существуют ли в принципе – эффективные механизмы разрешения коллизий, когда бизнес параллельно оценивается антимонопольной службой России, считающей действия бизнеса совершенными на российском рынке, и Евразийской комиссией, расценивающей рынок как трансграничный?

Игорь Артемьев: К счастью, у нас серьезных коллизий не было. За все время был только один спор, и мы его легко урегулировали путем переговоров.

Александр Степанов:Оказывает ли влияние на уровень конкуренции в банковском секторе то, что ЦБ принадлежит 50% плюс 1 акция Сбербанка, России – более 60% ВТБ, государству принадлежат крупные пакеты в основных банках? Является ли это допустимым с точки зрения конкуренции на финансовых рынках? Почему ФАС не добивается принудительной приватизации и отчуждения непрофильных активов Банка России и Российской Федерации?

Игорь Артемьев: Больше всего из-за кризиса пострадала банковская система, пришлось все больше огосударствливать ее. Мы подписали с руководством Центрального банка дорожную карту развития конкуренции, но она отражает ровно то, что ЦБ и мы сегодня можем сделать. Как только появится возможность, мы будем вместе, вместе с ЦБ и Минэкономразвития добиваться большой приватизации – и прежде всего в финансовом секторе.

Оцените статью
Добавить комментарий