Обзор нововведений
Закон о коллекторских агентствах стал неким послаблением для добросовестных заемщиков, ведь эти положения регулируют взаимодействие взыскателя и должника, ограничивая полномочия представителей кредитора. Здесь уместно отметить, что ранее в законодательстве уже прописывались рамки, в границах которых действовали сотрудники агентств по сбору задолженности. Однако закон о коллекторской деятельности собрал воедино эти нормативы и установил ответственность взыскателей.

Закон о коллекторах призван урегулировать взаимоотношения заемщика с представителями кредитора
Здесь описан перечень действий, которые вправе выполнять представители кредитора, и указаны положения, регулирующие подобную деятельность. В целом инициатива предполагает появление сложностей при работе взыскателя с должником. Кроме того, в документе закреплен порядок регистрации взыскательных агентств и зафиксирован круг лиц, которые не вправе взаимодействовать с заемщиком.
Однако юристы говорят о несовершенстве такой инициативы, поскольку положения не предусматривают конкретного механизма пресечения правонарушений со стороны взыскателей. Кроме того, здесь найдутся и «лазейки», которыми непременно воспользуются представители кредитора. Хотя изменения в этой области говорят об улучшении положения неплательщиков относительно прошедших лет.
Что нового
Россияне положительно восприняли закон о коллекторах. Когда вступит в силу эта инициатива законодателей? С января 2017 года положения действуют по всей территории РФ и уже показали определенный результат. На конец февраля 2017 года число компаний по сбору задолженности снизилось с 1 100 до 72. Конечно, тут идет речь лишь об официально оформленных организациях.

Сегодня зафиксировано снижение числа коллекторских агентств с 1 100 до 72
Однако последние новости о коллекторах порадуют неплательщиков – ведь сейчас на рынке остались агентства, которые готовы работать в рамках права, а соответственно, такие организации не нарушают законы. К тому же сейчас запущен реальный карательный механизм – Центробанк, Роскомнадзор и Роспотребнадзор принимают и рассматривают жалобы должников на неправомерные действия взыскателей.
Что разрешено коллекторам
Рассмотрим подробнее, что могут коллекторы по новому закону. Если говорить о способах воздействия на неплательщиков, тут прописаны следующие варианты взаимодействия:
- переговоры по телефону;
- переписка посредством смс-сообщений;
- телеграфирование;
- рассылка писем почтой;
- личный контакт;
- иные способы взаимодействия, если такой вариант прописан в соглашении с кредитором.
Последний пункт вызывает вопросы, а какие меры для донесения позиции кредитора допустимы? Помните, конкретный формат общения в этих ситуациях находится в рамках действующего законодательства, поэтому мелкое хулиганство и бандитизм в таких случаях неприемлемы.

Оповещать неплательщик о передаче прав на взыскание долга положено на протяжении 30 дней с момента сделки
Отметим, что 230 Федеральный Закон о коллекторах содержит больше обязанностей для сотрудников компаний по сбору задолженности, нежели прав. Начнем с оповещения неплательщика. Здесь установлены конкретные сроки: уведомление заемщику о передаче кредитором права требования приходит на протяжении 30 дней с момента совершения сделки.
Кроме того, неплательщик вправе в любой момент отозвать личное согласие на обработку персональных данных. Этот момент становится препоной для продажи банком долга коллекторам. Закон «против коллекторов» разрешает взыскателям контактировать по вопросам выплат с третьими лицами. Однако подобные беседы допустимы, пока человек не отозвал у кредитора или взыскателя персональные данные.

Коллекторы вправе общаться о долге с третьими лицами до момента отзыва этими людьми своих персональных данных
Кроме того, здесь разрешены беседы с поручителями и супругом неплательщика, поскольку эти люди делят ответственность с должником. ФЗ о коллекторской деятельности, новости о котором пока говорят об улучшении положения заемщика, предполагает обширный список ограничений. Здесь удастся выделить несколько отдельных блоков, которые перечислены ниже:
- правила регистрации и сотрудничества;
- взаимодействие с клиентом;
- степень компетенции.
Чтобы изучить нюансы законодательной инициативы, рассмотрим каждый из блоков подробнее, чтобы оценить положительные и негативные стороны этого закона.