Порядок создания
Резерв по сомнительным долгам – проводки, отражающие операции с ним, мы приведем в настоящей статье – подлежит созданию в бухучете в определенных ситуациях.
Рассмотрим, что отличает этот резерв и как характеристики резерва влияют на бухгалтерские проводки по нему.
В кризисных условиях любое предприятие может столкнуться с тем, что покупатели (дебиторы) не могут оплатить свои долги. В таком случае на балансе предприятия формируется сомнительная задолженность и создается резерв. Как отразить в бухгалтерском учете создание и списание резерва по сомнительным долгам, какие при этом формируются проводки — рассмотрим далее.
На практике предприятиям чаще приходится иметь дело с просроченной дебиторской задолженностью. К сожалению, многие бухгалтера уделяют недостаточное внимание данной проблеме, и часто, не желая усложнять себе жизнь, не спешат формировать резервы по сомнительным долгам. В этой ситуации необходимо учесть, что не работник бухгалтерской службы вправе самостоятельно решать, создавать ему фонд под возможные убытки или не создавать.
Важно всегда помнить, что формирование в бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам – это законодательно установленная обязанность, которая касается абсолютно всех субъектов хозяйственной деятельности. А вот, по каким правилам его нужно формировать, каждая компания может решать индивидуально, но с учетом требований, изложенных в Положении о бухгалтерском учете.
По результатам проведенной проверки всей имеющейся на балансе предприятия дебиторской задолженности бухгалтер в установленной форме заполняет инвентаризационную ведомость. В ней в разрезе каждого контрагента на конец отчетного периода указывается сумма долга и просроченная, либо еще не наступившая дата его оплаты. Проанализировав всю информацию, специалист выявляет сомнительные долги и принимает решение о создании резерва.

Проводки по бухучету фиксируют каждую хозяйственную операцию предприятия
Положение о бухучете, Налоговый кодекс, учетная политика организации, методические указания по проведению инвентаризации – это основные нормативные акты, которые дают четкие разъяснения, как создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете. Проводки, пример которых показан в таблице ниже, обязательно должны быть прописаны в учетной политике предприятия для целей бухучета.
Корреспонденция счетов | Описание бухгалтерских операций |
Дт 91 (прочие расходы)
Кт 63 (резерв по сомнительным долгам) |
Начислен резерв по сомнительной задолженности за счет прибыли предприятия. |
Дт 51 (расчетный счет)
Кт 62 (расчеты с покупателями и заказчиками) |
Просроченная задолженность погашена полностью или частично. |
Дт 63
Кт 91 (прочие доходы) |
Расформирован резерв и включен в состав доходов. |
Дт 63
Кт 62 или Кт 76 (расчеты с дебиторами и кредиторами) |
Списание безнадежного долга. Срок, в пределах которого предприятие может подать на должника в суд истек. |
Дт 91
Кт 62 или Кт 76 |
Часть задолженности, которая не участвовала в создании резервного фонда, включается в состав прочих расходы и списывается на финансовые результаты. |
Дт 63
Кт 91 |
Закрытие года или реформация баланса. Незадействованная сумма резерва учитывается в составе прочих доходов и участвует в расчете финансовых результатов. |
Если произошло частичное или полное погашение долга, резерв в размере полученной суммы сразу же подлежит восстановлению. А вот списанная с баланса безнадежная задолженность должна еще 5 лет (с момента снятия с учета) числиться на забалансовом счете 007 для мониторинга ее возможного взыскания.

Создание резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете должно восприниматься как сбор сведений о состоянии задолженности покупателей на определенную дату
Сформированный резерв в обоих учетах предназначен для того, чтобы списать за счет него сомнительную задолженность, ставшую безнадежной. Образование резерва и в БУ, и в НУ напрямую отражается на финрезультате, и происходит это существенно раньше, чем туда попадает безнадежная задолженность. В связи с этим формирование резервов по сомнительным долгам позволяет досрочно учесть в расходах (в т. ч. в принимаемых для целей обложения налогом на прибыль) потери от списания задолженности, которая впоследствии может оказаться безнадежной.
Напомним, что безнадежной задолженность признается в следующих ситуациях (п. 2 ст. 266 НК РФ):
- по завершении срока исковой давности (3 года);
- при наличии выданного ФССП постановления о невозможности взыскания;
- в случае ликвидации контрагента;
- под влиянием обстоятельств, не зависящих от воли сторон (в т. ч. создавшихся вследствие выдачи акта органа государственной власти), приводящих к невозможности выполнения обязательств по оплате долга.
О том, какие действия нужно совершить для признания процедуры списания соответствующей законодательству, читайте в статье «Порядок списания дебиторской задолженности».
Кроме того, резерв, созданный в бухучете, позволяет соблюсти одно из главных требований, предъявляемых к этому учету: требование достоверности учетных данных и, соответственно, отчетности, составленной по этим данным (п. 1 ст. 13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Достоверность учетных и отчетных данных, в свою очередь, оказывается важной при проведении экономического анализа и принятии основанных на нем решений экономического характера.
Порядок формирования резерва по сомнительным долгам в бухучете отличают особенности следующего рода (п. 70 положения о бухучете и бухотчетности). Этот резерв:
- Создается в обязательном порядке при наличии долга, в получении которого есть сомнение.
- Должен формироваться всеми (без каких-либо исключений) юрлицами, выявившими у себя наличие задолженности контрагента, вызывающей сомнение в ее получении.
- Формируется независимо от того, будет ли создаваться такой же резерв в НУ.
- Может образовываться применительно к задолженности контрагентов любого вида.
- Можно создать не только по уже просроченным долгам, но и в отношении тех задолженностей, срок оплаты которых еще не нарушен, но сомнение в получении платежа достаточно велико.
- Допускает самостоятельное установление принципов, по которым:
- долг признается сомнительным;
- контрагент оценивается как неплатежеспособный;
- непоступление оплаты от контрагента расценивается как высоковероятное;
- происходит установление величины образуемого резерва.
- Должен быть списан (восстановлен) на конец года, наступающего вслед за годом образования резерва, в части неизрасходованных его сумм.
Таким образом, резерв, формируемый в бухучете, подлежит созданию в обязательном порядке, но требует самостоятельной разработки ключевых моментов, которые определяют как момент признания долга сомнительным, так и величину резерва по нему.
В НУ формирование резервов по сомнительным долгам подчиняется правилам, установленным ст. 266 НК РФ. Согласно им этот резерв:
- Не подлежит обязательному образованию.
- Может создаваться только юрлицами, ведущими учет методом начисления.
- Формируется только по долгам покупателей.
- Может создаваться только в отношении уже просроченной задолженности.
- Образуется только при задержке оплаты на определенное количество дней.
- Имеет определенный размер, зависящий от длительности задержки оплаты и равный:
- полной сумме долга при просрочке более 90 дней;
- половине суммы долга при просрочке от 45 до 90 дней.
- В общей сумме не может превышать 10% от суммы доходов от реализации за отчетный период, в котором происходит его создание.
- При неиспользовании (неполном использовании) в отчетном году может быть перенесен на следующий год, при этом переносимая величина учитывается в сумме вновь образуемого резерва по тому же долгу.
Таким образом, резерв, образуемый в НУ, не требует обязательного создания, но в случае принятия решения о его формировании во всех иных аспектах должен подчиняться правилам, установленным НК РФ.
О некоторых моментах, вызывающих вопросы при образовании резерва, читайте в материале «Ст. 266 НК РФ (2015): вопросы и ответы».
Создание резерва в бухгалтерском учете не означает, что в налоговом учете тоже надо создать этот резерв. К тому же принципы налогового и бухгалтерского учета резервов не зависят друг от другаПисьмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295. А разные принципы формирования резервов могут привести к необходимости отражения разниц по ПБУ 18/02.
Порядок создания резерва | ||
в налоговом учете (при методе начисления) | в бухгалтерском учетеп. 3 ПБУ 21/08 «Изменения оценочных значений», утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н; п. 77 Положения по ведению бухучета и бухотчетности; п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н | |
Резерв по сомнительным долгам | ||
1. Организации могут создавать его по собственному желанию, а могут и отказаться от него. Свое решение организации лучше (безопаснее) закрепить в учетной политике. Такого требования в ст. 266 НК нетПостановления ФАС ВВО от 19.03.2008 № А79-3573/2007; ФАС СЗО от 03.07.2008 № А56-12980/2007. Но налоговики на местах считают, что это нужно делатьст. 313 НК РФ; Письмо УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 № 20-12/031921. Поэтому, закрепив в учетной политике создание такого резерва, вы избежите споров с проверяющими | 1. Все организации обязаны создавать этот резерв, если у них есть сомнительная дебиторская задолженностьп. 70 Положения по ведению бухучета и бухотчетности; Письмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295. В том числе и малые — никаких особых указаний, освобождающих их от создания резерва по сомнительным долгам, нет. | |
2. Отчисления в резерв учитываются в составе внереализационных расходовподп. 7 п. 1 ст. 265, ст. 266 НК РФ. Для учета резерва сомнительных долгов можно завести отдельный налоговый регистр. |
2. Сам резерв учитывается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам». Отчисления в него — в составе прочих расходовп. 11 ПБУ 10/99 (дебет 91-2 «Прочие расходы» – кредит 63). |
|
3. Для определения суммы отчислений в резерв сомнительных долгов надо на последний день отчетного/налогового периода (то есть на конец каждого квартала или месяца) провести инвентаризацию дебиторской задолженности и составить акт по форме № ИНВ-17п. 4 ст. 266 НК РФ. | 3. Инвентаризация — больше не обязательное условие для создания резерва. Главное — правильно определить, сомнительна задолженность или нет. Для этого не обязательно составлять инвентаризационные унифицированные формы. А годовую инвентаризацию дебиторской задолженности по-прежнему проводить нужно. | |
4. Сомнительным долгом признается задолженность покупателей, связанная с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, котораяст. 266 НК РФ:
|
4. Сомнительная — любая задолженность, которая:
В бухгалтерском учете сомнительной нужно признавать задолженность не только по расчетам за товары, работы, услуги, но и за нечто иное — к примеру, долг по выданному займу. |
|
5. Сумма отчислений в резерв зависит от сроков возникновения каждого сомнительного долга в отдельности. |
5. Сумму отчислений в резерв бухгалтер определяет в зависимости от риска неполучения денег. В учетной политике организация может закрепить конкретный порядок определения сумм отчислений в резерв. В бухгалтерском учете по просроченной задолженности можно установить такие же проценты отчислений в резерв, как и в налоговом учете. |
|
Срок возникновения сомнительного долга (с даты оплаты по договору) | Процент от суммы долга (с учетом НДСПисьмо Минфина России от 03.08.2010 № 03-03-06/1/517), учитываемый при формировании резерва по сомнительным долгам | |
Менее 45 дней | ||
От 45 до 90 дней (включительно) | 50 | |
Более 90 дней | 100 | |
6. Общая сумма создаваемого резерва не может быть больше 10% выручки от реализации отчетного (налогового) периода без НДСабз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ. | 6. Сумма создаваемого резерва по каждому долгу ограничена лишь суммой самого долга. Никаких иных ограничений нет. | |
7. Использовать резерв можно только на списание долгов, признаваемых безнадежными. При этом за счет резерва вы можете списывать только те долги, которые участвовали при его формировании. Другие долги, которые в расчете величины резерва не учитывались (например, не рассматривались в качестве сомнительных), можно учесть сразу в составе внереализационных расходов, как только они стали безнадежнымиподп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ; Письма Минфина России от 22.04.2010 № 03-03-06/1/283, от 05.03.2010 № 03-03-06/1/117, от 12.11.2009 № 03-03-06/1/744. |
7. Списание безнадежных долгов оформляется проводкой дебет 63 – кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (или другого счета для расчетов). В балансе резерв отдельно не отражается. На его сумму корректируется (уменьшается) сумма самой дебиторской задолженности. |
|
8. По окончании года неиспользованную сумму резерва можно перенести на следующий годп. 5 ст. 266 НК РФ. Но при создании резерва в I квартале следующего года надо будет учитывать этот переходящий остаток. И общее ограничение в 10% от выручки надо будет рассчитывать с выручки за I кварталПисьмо Минфина России от 22.03.2010 № 03-03-06/1/165. |
8. На конец года надо проверить оценку каждого сомнительного долга. Если резерва недостаточно, нужно сделать дополнительные отчисления. Если резерв больше, чем нужно, — надо учесть сумму превышения в прочих доходах. |
|
Резерв на предстоящую оплату отпусков работникам (аналогично начисляется резерв на выплату ежегодных вознаграждений по итогам работы за год и выслугу лет) |
||
1. Резерв можно создавать по желанию. Решение о создании резерва должно быть закреплено в учетной политикеп. 1 ст. 324.1 НК РФ. |
1. Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010,могут не создавать эти резервы. Обязаны ли другие организации создавать такой резерв как оценочное обязательство — вопрос дискуссионный. Безопаснее его создавать. |
|
2. Организация, решившая создать резерв, должнап. 1 ст. 324.1 НК РФ определить в учетной политике: предельную сумму отчислений (то есть предполагаемую годовую сумму расходов на оплату отпусков с учетом страховых взносов) и ежемесячный процент отчислений в резерв. |
2. Резерв нужно формировать так, чтобы его хватало на выплату отпускных (вознаграждений по итогам года) и страховых взносов с них. Правила формирования резерва лучше отразить в своей учетной политике.
Подробнее о формировании резерва на оплату отпусков в бухучете мы рассказывали в |
|
Процент отчислений в резерв |
||
= | ||
Предполагаемая годовая сумма расходов на оплату отпусков, включая обязательные страховые взносы |
||
/ | ||
Предполагаемый годовой размер расходов на оплату труда, включая обязательные страховые взносы |
||
х | ||
100% |
||
Тогда сумма отчислений в резерв будет такая. | ||
Ежемесячная сумма отчислений в резерв |
||
= | ||
Процент отчислений в резерв |
||
х | ||
Сумма расходов на оплату труда за этот месяц |
||
3. Отчисления в резерв учитываются в составе расходов на оплату трудап. 24 ст. 255, ст. 324.1 НК РФ. Учет резерва можно вести в отдельном налоговом регистре. |
3. В зависимости от того, с чем связана работа сотрудников, отчисления в резерв учитываются:
Учет ведется на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». |
|
4. В течение года затраты на выплату отпускных и взносов на них надо списывать только за счет созданного резерва. Если суммы созданного резерва недостаточно, то перерасход до конца года нельзя признать в качестве текущего расхода. Только по итогам года сумму перерасхода можно учесть во внереализационных расходахпп. 2, 3 ст. 324.1 НК РФ. |
4. В случае если зарезервированной суммы недостаточно для покрытия всех расходов, сумма превышения расходов над резервом сразу учитывается в расходахп. 21 ПБУ 8/2010. | |
5. Порядок переноса резерва на следующий год:
Суммы излишних отчислений в резерв надо учесть как внереализационные доходы на конец годапп. 3, 4 ст. 324.1 НК РФ. |
5. Оценочное обязательство по оплате отпускных надо проверять на каждую отчетную дату. Если сформированного резерва недостаточно, нужно сделать дополнительные отчисления. Если резерв больше, чем нужно, — надо учесть сумму превышения в прочих доходах. | |
Восстанавливаемая сумма резерва, которую надо включить в доходы на конец года |
||
= | ||
Сумма отчислений в резерв в течение всего года |
||
– | ||
Сумма выплаченных отпускных за счет резерва, включая обязательные страховые взносы |
||
– | ||
Сумма, необходимая для оплаты переходящих неиспользованных отпусков, включая обязательные страховые взносы |
||
Если же вашего резерва не хватает для того, чтобы в переходящем остатке числилась сумма, достаточная для оплаты переходящих отпусков, то на конец года надо сделать доначисления в резерв и учесть их как внереализационные расходыпп. 3, 4 ст. 324.1 НК РФ;
|
||
Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию | ||
1. Организации могут создавать резерв, если у них есть гарантийные обязательства перед покупателями и клиентамип. 1 ст. 267 НК РФ. Решение о создании резерва должно быть закреплено в учетной политикеп. 2 ст. 267 НК РФ. |
1. Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010,могут не создавать этот резерв. Другие организации обязаны создавать резерв, если у них есть обязательства по гарантийному ремонту и обслуживанию. |
|
2. Предельный размер резерва определяется такпп. 2—4 ст. 267 НК РФ:
|
2. Резерв (оценочное обязательство на гарантийный ремонт и обслуживание) надо создавать так, чтобы его хватило для выполнения гарантийных обязательств. Порядок формирования резерва лучше отразить в своей учетной политике. Для сближения двух видов учета отчисления можно делать по тому же принципу, что и в налоговом учете (как определенный процент от выручки, полученной от реализации товаров и работ с гарантией). Но предельного размера у резерва не должно быть. |
|
Предельный размер резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание |
||
= | ||
Сумма расходов на гарантийный ремонт и обслуживание за предыдущие 3 года |
||
/ | ||
Сумма выручки от реализации товаров (работ) с предоставлением гарантии за предыдущие 3 года |
||
x | ||
Сумма выручки от реализации товаров (работ) с предоставлением гарантии за отчетный (налоговый) период |
||
|
||
3. Суммы отчислений в резерв определяются на дату реализации гарантийных товаров, работ. Отчисления в резерв учитываются как прочие расходы, связанные с производством и реализациейподп. 9 п. 1 ст. 264, ст. 267 НК РФ. | 3. Учет ведется на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Отчисления в резерв включаются в затраты производства (расходы на продажу). | |
4. Расходы на гарантийный ремонт и обслуживание списываются в течение года только за счет созданного резерва. Если суммы созданного резерва недостаточно, то перерасход на конец года надо учесть в прочих расходахп. 5 ст. 267 НК РФ. | 4. В случае если зарезервированной суммы недостаточно для покрытия всех затрат, сумма их превышения над резервом сразу учитывается в расходах. | |
5. В конце года надо проверить резерв:
|
5. Остаток резерва можно перенести на следующий год. Однако сумму оценки резерва надо уточнять на каждую отчетную датуп. 23 ПБУ 8/2010. В результате может потребоваться уменьшение или увеличение созданного резервап. 22 ПБУ 8/2010. |
Как определить сумму сомнительных резервов в бухучете
В бухучете резервирование — это один из способов оценивания текущего состояния имущества и обязательств организации (абз. 6 п. 23 приказа Минфина России «Положение по бухучету и отчетности в РФ» от 29.07.1998 № 34н).
Создание резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете должно восприниматься как сбор сведений о состоянии задолженности покупателей на определенную дату. При просмотре информации по этим резервам заинтересованные лица должны видеть, какая доля задолженности является сомнительной.
Под сомнительной задолженностью в бухучете понимается ничем не обеспеченная задолженность дебиторов, которая не уплачена в срок, прописанный в договорном соглашении (абз. 2 п. 70 приказа № 34н). Авансы поставщикам к сомнительной задолженности причислять нельзя (письмо Минфина России от 15.10.2003 № 16-00-14/316).
Создавать резерв должны все организации по каждой сомнительной задолженности покупателя (абз. 1 п. 70 приказа № 34н). За ИП обязанность по резервированию долгов не закреплена.
ВАЖНО! В налоговом учете резервы составляются по усмотрению организации или ИП (п. 3 ст. 266 НК РФ). Их назначение — отнесение сумм по сомнительным долгам на уменьшение налога на прибыль до того периода, когда они станут безнадежными. Сомнительные резервы в налоговом учете, как и в бухгалтерском, могут быть созданы только по долгам, появившимся в связи с реализацией товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 266 НК РФ).
См. также «Обязателен или нет резерв по сомнительным долгам?».
Предельный объем формируемого в бухучете резерва представлен только общим размером сомнительных долгов. В налоговом учете с 01.01.2017 максимальный размер резерва за год не может превышать 10% выручки за отчетный налоговый период, а в течение отчетных периодов не может превышать наибольшую из двух величин — 10% выручки за отчетный период или 10% выручки за прошлый год (п. 4 ст.
Подробнее о сомнительных резервах в налоговом учете читайте в статье «Резерв по сомнительным долгам: порядок создания и расчет отчислений».
С порядком и сроками списания безнадежных долгов вы можете ознакомиться в статье «Как списать безнадежную задолженность с истекшим сроком исковой давности».
Единой методики подсчета сумм резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете нет. В абз. 3 п. 70 приказа № 34н только отмечено, что подсчет резервов производится в зависимости от состоятельности покупателя и вероятности закрытия им долга. Организации (ИП) могут фиксировать в своей учетной политике собственные методики подсчета сумм по сомнительным резервам в бухучете.
Оптимальной будет методика, приведенная в п. 4 ст. 266 НК РФ, по следующим причинам:
- позволит снизить разницу между НУ и БУ расходов (доходов) по резервам;
- не надо тратить время на поиск собственного алгоритма подсчета сумм резервов;
- не нужно доказывать проверяющим, что собственная методика удовлетворяет требованиям в абз. 3 п. 70 приказа № 34н.
Как вариант, в учетной политике можно зафиксировать следующее.
Срок неисполнения обязательств, дней |
Действия |
Менее 45 |
Не создавать |
От 45 до 90 |
В объеме 50% от суммы долга |
Свыше 90 |
На полную сумму долга |
При неиспользовании резервов в течение года, идущего за годом их отражения в учете, они должны быть списаны 31 декабря на счет 91, субсчет «Прочие доходы».
Пример
Покупатели |
Срок оплаты |
Сумма долга, руб. |
Период неисполнения обязательств, дней |
Наличие гарантии оплаты |
Категория задолженности |
ИП Гаврилов И. И. |
15.01.2018 |
10 610 |
— |
Нет |
Неоплаченная |
ИП Кошкина К. К. |
30.11.2017 |
84 843 |
31 |
Нет |
Сомнительная |
ИП Голицын Н. Н. |
10.11.2017 |
36 456 |
51 |
Нет |
Сомнительная |
ООО «Глобэкс» |
05.11.2017 |
142 354 |
56 |
Залог |
Просроченная |
ООО «Дарий» |
01.11.2017 |
46 742 |
60 |
Нет |
Сомнительная |
ООО «Бартенев» |
01.08.2017 |
92 657 |
152 |
Нет |
Сомнительная |
При создании резерва в бухучете ООО «Про-Инвест» ориентируется на правила налогового учета.
По долгам ИП Гаврилова И. И. и ООО «Глобэкс» резервы не создаются, так как в 1-м случае задолженность не является просроченной, а во 2-м просрочена, но обеспечена залогом. Не создается резерв и по долгу ИП Кошкиной К. К., так как продолжительность неисполнения обязательств не достигла 45 дней.
Покупатели |
Сумма резерва |
Алгоритм расчета |
ИП Голицын Н. Н. |
18 228 = 36 456 × 50% |
В объеме 50% от суммы долга, так как просрочка оплаты в интервале 45–90 дней |
ООО «Дарий» |
23 371 = 46 742 × 50% |
|
ООО «Бартенев» |
92 657 |
В полной сумме, так как просрочка платежа более 90 дней |
Итого |
134 256 |
— |
Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете фиксируются на счете 63. В бухгалтерском балансе сальдо по счету 63 отражается в составе строки «Дебиторская задолженность» со знаком минус. Иными словами, дебиторская задолженность уменьшается на сумму тех долгов, по которым сформированы резервы.
О том, как правильно заполнить строки бухгалтерского баланса, читайте в статье «Порядок составления бухгалтерского баланса (пример)».
При создании резерва всегда используется одна и та же запись: Дт 91 Кт 63.
А вот формирование проводок по списанию резерва зависит от причин списания:
- Задолженность, учтенная в резерве, признана безнадежной: Дт 63 Кт 62 (76) — на зарезервированную сумму долга.
- Задолженность, учтенная в резерве, оплачена: Дт 63 Кт 91 — на сумму платежа.
- На конец года, идущего за годом формирования резерва, осталась его неиспользованная часть: Дт 63 Кт 91 — на сумму неиспользованного резерва.
Пример (продолжение)
Дата |
Операция |
Дт |
Кт |
Сумма, руб. |
31.12.2017 |
Создан резерв по сомнительным долгам |
91 |
63 |
134 256 |
15.01.2018 |
Поступила оплата от ООО «Дарий» |
51 |
62 |
46 742 |
15.01.2018 |
Списан резерв по оплаченному долгу |
63 |
91 |
23 371 |
24.06.2018 |
По ООО «Бартенев» пришло решение о невозможности взыскания долга. Резерв использован на списание долга, ставшего безнадежным |
63 |
62 |
92 657 |
31.12.2018 |
Списана неиспользованная сумма резерва |
63 |
91 |
18 228 |
В «1С» формирование резервов производится регламентной операцией «Расчет резервов по сомнительным долгам». Чтобы при проведении этой операции были рассчитаны резервы в бухучете, нужно в настройках учетной политики поставить галочку для разрешения их автоматизированного учета. Регламентной операцией для бухучета резервов можно воспользоваться как ежемесячно, так и ежеквартально (ежегодно).
Все зависит от того, как рассчитывается резерв в налоговом учете:
- если резерв исчисляется ежемесячно (ежеквартально), то в бухучете он автоматически будет определяться каждый месяц (квартал);
- если расчет резерва не предусмотрен, то в бухучете его можно рассчитывать 1 раз в год (квартал, месяц).
В «1С» расчет резервов для бухучета по умолчанию производится в том же порядке, что и для налогового, кроме ограничения 10% по выручке. Это еще 1 аргумент в пользу того, что организация должна рассчитывать резервы в бухучете по правилам НК РФ.
При вводе информации по договорам с покупателями, не обеспеченным гарантиями, обязательно ставьте срок окончания договора, так как при расчете резервов «1С» будет ориентироваться именно на него.
Если же по договору предусмотрено обеспечением гарантиями, ставьте в строке «Срок договора» наиболее длительный период, чтобы программа автоматически не включила его в расчет по резервам. Такой порядок действий связан с тем, что в «1С» нет возможности ввода сведений об обеспеченности договорных соглашений.
Размер резерва нужно определять отдельно по каждому сомнительному долгу по результатам проведенной инвентаризации расчетов. Величина резерва будет зависеть от финансового состояния должника и оценки вероятности, что долг будет погашен полностью или частично (п. 70 Приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н).
Конкретный порядок определения величины резерва устанавливается Учетной политикой организации в целях бухгалтерского учета.
Для сближения бухгалтерского и налогового учета организация при создании резерва по сомнительным долгам может воспользоваться порядком, предусмотренным для расчета налога на прибыль.
Создаваемый резерв по сомнительным долгам относится на финансовые результаты организации в составе прочих расходов, т. е. относится в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 70 Приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н, Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).
Операция | Дебет счета | Кредит счета |
---|---|---|
Произведены отчисления в резерв по сомнительным долгам | 91, субсчет «Прочие расходы» | 63 «Резервы по сомнительным долгам» |
Списаны безнадежные долги за счет средств резерва | 63 | 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. |
Восстановлен резерв в случае погашения долга | 63 | 91, субсчет «Прочие доходы» |
Интервальный способ. Размер отчислений в резерв рассчитывается ежеквартально (ежемесячно) в процентах от суммы долга в зависимости от длительности просрочки, например, как в налоговом учете.
Экспертный способ. Резерв создается по каждому сомнительному долгу в сумме, которая, по мнению организации, не будет погашена.Если вы применяете интервальный или экспертный способ:
- при признании долга, под который создавался резерв, безнадежным он списывается за счет резерва. Если суммы резерва недостаточно, часть долга, не покрытая резервом, списывается в прочие расходы;
- при погашении долга, под который создавался резерв, сумма резерва восстанавливается, т.е. включается в прочие доходы.
Общие правила формирования резервов в БУ и НУ
Бухгалтерское законодательство предусматривает обязанность по формированию резерва по сомнительным долгам (кроме компаний, ведущих учет кассовым методом). Рассмотрим порядок создания и списания резерва по сомнительным долгам.
По сомнительной дебиторской задолженности фирма обязана создавать резерв по сомнительным долгам. Об этом говорится в пункте 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Резерв могут не создавать те фирмы, которые отражают в бухгалтерском учете доходы и расходы кассовым методом. Об этом говорится в пункте 3.54 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Резерв предназначен для списания сомнительных дебиторских задолженностей, если они станут нереальными для взыскания. Его сумму отражают на счете 63 «Резерв по сомнительным долгам» и включают в состав прочих расходов. Если такой резерв был создан, то сумму дебиторской задолженности, учтенную на счете 62, отражают в балансе по строке 1230 за вычетом резерва.
Несмотря на наличие ряда существенных различий между резервами, образуемыми в БУ и в НУ, одно из которых заложено уже в самом определении сомнительного долга, процедура формирования резервов по сомнительным долгам имеет и несколько общих правил (пп. 70, 77 положения о бухучете и бухотчетности, ст. 266 НК РФ). Оба резерва:
- Создаются по результатам инвентаризации задолженности.
- Предполагают самостоятельное установление периодичности проведения инвентаризации долгов. И хотя налоговое законодательство указывает периодичность, соответствующую отчетному или налоговому периоду, а для бухучета она допускается любой, сроки могут совпадать, т. к. отчетный период в НУ может быть кратен месяцу, и в реальности с большей частотой инвентаризацию ни в одном из учетов обычно не проводят.
- Формируются с разделением долгов по аналитике.
- Могут подвергаться в дальнейшем одним и тем же операциям с ними:
- изменению величины резерва;
- восстановлению (списанию) сумм резерва, оказавшихся неиспользованными;
- списанию за счет резерва долга, признанного безнадежным.
- При создании, изменении, списании учитывают за счет корреспонденции соответствующих сумм с данными, относимыми на финрезультат:
- на прочие расходы-доходы — в БУ;
- на внереализационные расходы-доходы — в НУ.
- Созданные по задолженности, выражаемой в иностранной валюте, пересчитываются одновременно с основным долгом по курсу этой валюты на даты проведения операций с задолженностью и на отчетные даты.
- Допускают повторное их формирование по одной и той же задолженности.
О чем в части резервов нужно сказать в учетной политике
Наличие вопросов, которые по каждому из резервов юрлицо должно решить самостоятельно, приводит к обязательности отражения этих решений в учетной политике.
Для бухучета необязательно указание решения об образовании (необразовании) резерва, т. к. его придется создать, если возникли условия, к этому обязывающие. Но необходимо внести в учетную политику решение об установлении периодичности проведения инвентаризации долгов, а также разработать и отразить в тексте политики следующие критерии:
- оценки долга как сомнительного;
- признания контрагента неплатежеспособным;
- определения вероятности погашения долга;
- установления размера образуемого резерва.
Для налоговой учетной политики, напротив, обязательным к отражению в ней моментом станет решение о создании (несоздании) резерва. И если такое решение будет положительным, то достаточно включить в текст приказа указание на периодичность проведения инвентаризации долгов. Описывать в этом документе все остальные принципы формирования резерва не нужно: процесс будет проходить в строгом соответствии с правилами, изложенными в ст. 266 НК РФ.
Подробнее о требованиях, предъявляемых к учетной политике, читайте в статье «Составляем положение об учетной политике в организации».
Итоги
Наличие сведений о резервах по сомнительным долгам в бухгалтерском учете необходимо для информирования пользователей отчетности об объеме таких долгов в составе дебиторской задолженности. Организации должны создавать резерв по всем долгам своих покупателей, по которым истекли сроки оплаты и отсутствуют гарантии. ИП вправе создавать или не создавать сомнительный резерв по своему усмотрению.
Порядок подсчета суммы резервов по сомнительным долгам в бухучете устанавливается организацией самостоятельно и в обязательном порядке фиксируется в ее учетной политике.
Порядки создания и работы с резервами сомнительных долгов в БУ и в НУ по ряду вопросов существенно различаются. Это приводит не только к различию в моментах признания долга, но и к разнице в суммах резерва, созданного по нему. Разницы учитываются как временные и подчиняются правилам ПБУ 18/02.
Мероприятия, направленные на уменьшение различий
Правила формирования резервов по сомнительным долгам в БУ и в НУ различаются в достаточной степени, чтобы между моментами признания долга сомнительным и размерами созданных по нему резервов не было полного тождества. Попытка сблизить эти правила, установив для бухучета те же принципы, которые действуют в НУ, может привести к нарушению положений, требующих образования резерва в бухучете.
Если же резерв в НУ не создается, то разница между БУ и НУ по нему будет иметь место уже в силу самого этого обстоятельства. Таким образом, наличие расхождений между двумя учетами по резерву сомнительных долгов представляет собой обычное явление.
Разницы эти подчиняются правилам ПБУ 18/02 (приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н) и расцениваются как временные. Учет сумм налога, начисляемого на эти разницы, ведется на счетах 09 и 77.