Овербукинг в авиакомпаниях: что это, как избежать?

Новости

Неустойка и Гражданское законодательство

Неустойке посвящен параграф 2 главы 23 ГК РФ. Кроме того, положения о неустойке содержатся и в других статьях Кодекса, а также в иных федеральных законах. Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определённой законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность её уплаты соглашением сторон.

Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает. Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Как авиакомпания выбирает пассажиров, которые останутся за бортом?

Одно дело рассчитывать на добросовестность сотрудников аэропорта, но необходимо знать и то, что вам обязаны обеспечить в таком случае. Конечно, каждая авиалиния и страна имеют свои правила и законы на этот счет, но большинство из них совпадает в общих чертах:

  • Сотрудники авиалинии должны сделать отметку на билете или маршрутной квитанции о произошедшем инциденте.
  • Вам предложат рейс, максимально соответствующий выбранному направлению. Хотя иногда это окажется другой класс самолета, иное время прибытия в место назначения, может быть даже наличие пересадок в других аэропортах. Главное, доставить пассажира в конечный пункт. Помните, при овербукинге поменять район расположения не получится. Вас должны доставить в тот город, до которого был куплен билет.
  • Если следующий рейс приходится ждать дольше нескольких часов или даже до завтра-послезавтра, вам обязаны предоставить напитки, горячее питание, номер в отеле и трансфер до него и обратно.
  • Чаще всего можно также требовать и денежную компенсацию за предоставленные неудобства. Но это является отдельной темой для разговора, так как здесь существует множество нюансов.

Как правило, при овербукинге сотрудник авиакомпании рассказывает о сложившейся ситуации пассажирам и предлагает добровольно сдать билеты в обмен на дополнительные компенсации и обязательство отправить пассажира в нужное место ближайшим авиарейсом.

Если желающие отсутствуют, то «счастливчик» определяется случайным образом. Но обычно выбор падает на тех пассажиров, кто приобрел самые недорогие билеты и зарегистрировался в последний момент.

Чтобы получить компенсацию за овербукинг, нужно:

  1. Написать претензию в адрес руководства авиакомпании.
  2. К претензии приложить: чеки, копию посадочного талона и паспорта.
  3. Если авиакомпания отказывается выплачивать компенсацию, то подавайте иск в суд.

Еще один вариант – попробовать добиться выплат, заручившись поддержкой специального онлайн-сервиса Compensair. В этом случае вам понадобится всего лишь несколько минут, чтобы заполнить онлайн-заявку. Комиссия составляет 25% от суммы компенсации (компенсация выплачивается только в случае благоприятного разрешения ситуации). Сервису удается выиграть до 98% судебных дел.

Евросоюз. От €250 до €600 в зависимости от времени задержки рейса и дальности перелета.

США. Если время ожидания длилось менее часа, то компенсация ущерба не полагается. При ожидании от часа до двух возмещается стоимость билета в двукратном объеме, но не больше $675. Если время ожидания составило более двух часов – четырёхкратная стоимость, но не свыше $1350.

Россия. 21 августа 2017 года РФ присоединилась к Монреальской конвенции об унификации правил воздушных перевозок. Согласно регламенту ЕС 261/2004 выплаты за задержку рейса составляют от €250 до €600. Однако чтобы добиться выплаты, нужно будет обратиться в суд.

Читайте также  Как можно снять наличные деньги с карты Совесть?

На внутренние рейсы конвенция не распространяется: ст. 120 Воздушного Кодекса РФ гласит, что за задержку рейса авиаперевозчик должен уплатить 25% минимального размера оплаты труда за каждый час ожидания, но не свыше 50% стоимости билета.

  • Задержки рейса
  • Отмены рейса
  • Отказа в посадке
  • Пропущенной пересадки

Компенсацию можно получить за перелеты в течениe последних 6 лет

Чтобы получить компенсацию за отказ в посадке на борт, обратитесь к перевозчику, составив письменное заявление по установленным правилам. Также можно отправить заявку в режиме онлайн. Составляя заявление, приложите к нему ксерокс паспорта и копию посадочного талона.

Обычно рассмотрение заявки длится три месяца. Можете воспользоваться сервисами в интернете, чтобы добиться возмещения растрат. Некоторые из них дают возможность бесплатно проверить, попадает ли рейс под компенсацию. Также вы сможете загрузить документы и отправить заявку. Рассчитать самостоятельно сумму, которую можно вернуть можно через специальную форму.

Денежная компенсация зависит от того, сколько времени пришлось ждать новый рейс. Нередко подобных перелетов приходится ждать несколько часов подряд. За это можно получить крупную компенсацию от организации. Вот цифры, на которые можно ориентироваться.

Сумма при отказе в посадке Расстояние
250 евро До 1500 км включительно
400 евро Любой рейс от 1500 до 3000 км

Рейсы в пределах ЕС более 1500 км

600 евро Более 3500 км (без пунктов в ЕС)

Эти цифры считаются основными, поэтому именно такие компенсации ожидают пассажиров при отказе в посадке на самолет. Вы можете требовать свои деньги по закону, поскольку авиакомпании должны следовать установленным правилам.

Особенности овербукинга

Овербукинг в авиакомпаниях: что это, как избежать?

Вопрос, что такое овербукинг в самолете, имеет простой ответ: слово переводится как сверхбронирование. Это означает, что на рейс купило авиабилетов больше пассажиров, чем вмещает воздушный транспорт. Неприятная ситуация может возникнуть по некоторым причинам, которые невозможно предотвратить и полностью исключить:

  1. Авиакомпании продают много билетов, но такого количества мест в самолете нет. В Америке впервые начали практиковать подобные сценарии. Специалисты говорят, что примерно 10% людей не могут улететь тем рейсом, на который приобрели билет, в результате чего салон остается наполовину пустым. Авиакомпании решили реализовать как можно больше билетов, чтобы не работать себе в ущерб. Решение может себя оправдать, и все пройдет без проблем, но конфликты тоже не исключены.
  2. Сбой по техническим причинам. Если перед вылетом выясняется, что самолет неисправен, то его могут заменить другим воздушным судном. В ситуации, когда на новом борту меньше мест, многие люди не смогут вылететь этим рейсом.
  3. Авиакомпании нужно в срочном порядке отправить другого человека. Обычно такими людьми оказываются владельцы VIP-карты. Место выбирается в случайном порядке, поэтому не исключено, что «подвинут» именно вас.

В таких ситуациях можно рассчитывать на возмещение ущерба. Неприятность возникла не по вашей вине, поэтому компания должна выплатить указанные в законе суммы.

Важно! Овербукинг компенсация должна быть обеспечена каждому пассажиру, который не попал на свой рейс. Подобные правила установлены в авиакомпаниях, которые заботятся о комфорте и удобстве своих клиентов.

Что делать, если вас не пустили в самолет?

Вам нужно сразу же найти тех пассажиров, которые тоже оказались за бортом воздушного транспорта. Обменяйтесь контактами, чтобы получить компенсацию от авиакомпании на более выгодных условиях, ведь вместе вы многого добьетесь. Нужно обратиться в организацию, которая продавала билеты, чтобы отстоять свои права. Если там ничего не выйдет, можно написать коллективное заявление в суд, от  рассмотрения которого судьи не откажутся.

Нужно собрать доказательства того, что вас не пустили на рейс. Для этого проследите, чтобы на вашем билете поставили печать, подтверждающую отказ в перелете. Разговоры с персоналом обязательно записывайте. Если вы, во время ожидания, тратили какие-либо деньги на основные нужды, сохраните чеки, которые это докажут.

В зависимости от того, на какое время запланирован рейс, требуйте, чтобы вам была предоставлена гостиница и трансфер до нее. Помимо этого, по закону вы имеете право требовать компенсировать те расходы, которые касаются питания и связи. Самостоятельно оплачивать вы их не должны по закону.

Читайте также  Деньги всем до 5 млн рублей уже сегодня без залога и подтверждения дохода

Важно! Очень часто пассажирам предлагают билеты на другой рейс с более качественным обслуживанием без доплаты. Не нужно соглашаться на билет в салон ниже классом. Если вам сделали такое предложение, то в обязательном порядке требуйте компенсировать разницу в цене билетов.

Не пустили на борт самолета из-за нехватки мест? С помощью специальной формы проверьте можете ли вы претендовать на получение компенсации до 600 евро по Регламенту № 261/2004. Обратите внимание, что проверить можно все перелеты в течение последних 3-6 лет.

  1. Скоординируйтесь с другими пострадавшими. Попробуйте найти тех, кто попал вместе с вами в такую же ситуацию. Возьмите у них контактные данные. Коллективная жалоба может помочь быстрее добиться компенсации за отмену рейса.
  2. Получите доказательства. Обязательно возьмите у представителя авиакомпании справку, что вас не допустили на рейс. Если вы во время ожидания совершали какие-либо покупки, то сохраните чеки. Это сделает ваши требования более обоснованными.
  3. Требуйте компенсацию ущерба. В зависимости от времени ожидания следующего рейса, вы можете потребовать предоставить горячее питание, воду, номер в отеле и трансфер до него.

Преимущества применения неустойки

Во-первых, убытки могут быть взысканы, если они действительно имели место. А неустойка – взыскивается независимо. То есть, выдвигая требование об уплате неустойки, кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).

Таким образом, неустойка взыскивается за сам факт нарушения обязательств, тогда как взыскание убытков возможно лишь при доказанности их возникновения.

Во-вторых, размер убытков, особенно при длящихся нарушениях должником своих обязательств, определяется только в будущем после факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. 

А размер неустойки известен заранее (кредитор может взыскать неустойку, не дожидаясь ни возникновения убытков, ни точного определения размера полученных убытков).

Таким образом, взыскание неустойки отличается более высокой оперативностью, так как ее размер заранее определен, в то время как размер убытков можно точно определить только лишь после выявления факта неисполнения обязательства.

В-третьих, неустойка более приспособлена к конкретным взаимоотношениям, поскольку устанавливается с учетом значения данного обязательства для государства, и (или) его непосредственных участников.

При этом, чем большее значение придается исполняемому обязательству, тем выше устанавливается размер неустойки и ярче проявляется ее штрафной характер.

Какие варианты компенсации предусмотрены

Если авиакомпания отказала пассажиру в посадке на рейс, то она будет искать выгодные условия для того, чтобы человек отказался от своей брони. Обычно предложено возвращение полной стоимости билета или изменение маршрута перелета. Только в таком случае следующий вылет обойдется без лишних и непредвиденных растрат.

Если пассажир делает выбор в пользу второго варианта, то перевозчик обязан предоставить ему полную поддержку во время ожидания рейса в аэропорту. Сюда входит компенсация расходов на питание, оплата мобильной связи, проживание в отеле на одну ночь или более, если в этом есть необходимость. Помимо этого, авиакомпания должна позаботиться о транспорте, который доставит человека в гостиницу и обратно в аэропорт.

Читайте также  Что такое КИ и где ее найти

Важно! Если вы не можете отказаться от своей брони, но вам отказали в посадке на борт, то необходимо требовать компенсацию, размер которой варьируется от 250 до 600 евро (на одного пассажира). Также вам обязаны отдать те деньги, которые вы заплатили за билеты.

Если сотрудники аэропорта отказываются от подобного требования, то это является прямым нарушением закона. Вам необходимо обратиться к начальству, чтобы решить возникший вопрос. Если такой поступок не дал результатов, то идите в суд, чтобы отстаивать свои права.

Документальное оформление неустойки

Неустойка может быть предусмотрена либо соглашением сторон (договорная неустойка), либо законом (законная неустойка). Законной признается неустойка, размер и условия взыскания которой установлены законом или иным правовым актом. Законная неустойка подлежит применению независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (пункт 1 статья 332 ГК РФ). Законную неустойку стороны по своему соглашению вправе лишь увеличить (если закон не запрещает этого), но не могут уменьшить.

В отношении договорной неустойки действует правило об обязательной письменной форме соглашения о неустойке независимо от формы основного обязательства. То есть соглашение о неустойке всегда заключается в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (п. 2 ст. 162, ст. 331, п. 2 ст. 168 ГК РФ). Договорную неустойку стороны вправе изменить своим соглашением, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Будет ли увеличен размер компенсаций

В 2017 году Российская Федерация стала частью Монреальской конвенции. В результате размеры компенсаций увеличиваются, но необходимо внести правки в Воздушный кодекс. Данный момент еще обсуждают в Госдуме.

Конвенция способна защитить пассажиров, если рейс был отменен. Помимо этого, предусмотрены компенсации по утере багажа или смерти человека. Рассчитывается компенсация на основе прав заимствования. Условная единица сейчас равна 80 рублям.

В случае отказа при посадке на рейс рассчитывать на максимальные выплаты ущерба не стоит. Страны принимают регламенты и составляют судебную практику самостоятельно.

Важно! Все возникшие конфликты и вопросы можно решить в судовом порядке.

Как улететь вовремя, обезопасив себя от отказов

Овербукинг в авиакомпаниях: что это, как избежать?

Абсолютной гарантии от подобной проблемы не существует. Помните о правилах, которые способны обезопасить вас от непредвиденной ситуации:

  • регистрацию на рейс лучше осуществлять в интернете заранее, поскольку тот человек, который получил посадочный талон одним из первых, гарантировано попадет в салон самолета;
  • если вы хотите зарегистрироваться у стойки авиакомпании, то исключите опоздания, поскольку ваша неторопливость может стать причиной возникновения проблемы;
  • вне зависимости от того, в какой стране вы находитесь, сохраняйте свой посадочный талон, если вам отказали в посадке на самолет.

Простые советы помогут предотвратить неожиданные ситуации, которые выбивают из колеи. Необходимо руководствоваться действующим законодательством, чтобы получить компенсацию от авиакомпании, отказавшей в посадке на рейс.

Оцените статью
Добавить комментарий