Производственный план в бизнес-плане

Кредиты

С чего мы начинаем разработку бизнес-плана?

Для начала необходимо чётко определить сферу деятельности и продукт, который будет производиться вновь создаваемым предприятием. Для этого необходимо провести предварительный анализ рыночной ситуации в реальном времени и выявить ниши, которые представлены на рынке недостаточно. Выбор одной из таких ниш позволит с большей вероятностью успешно занять свою долю рынка в сжатый срок.

Далее необходимо собрать всю имеющуюся в свободном доступе информацию о данной сфере деятельности. Наибольшее внимание стоит обратить на реальные истории и отзывы людей, обращающихся в данной сфере. Только они способны дать представление о нюансах, на первый взгляд являющихся неявными.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Для популярных отраслей, например для кафе или салона красоты, можно найти для ознакомления образец бизнес-плана или даже специальные сервисы, помогающие в его формировании. В случае с более специфическими отраслями количество информации в свободном доступе может быть ограничено.

В случае явного недостатка данных для анализа лучше всего обратиться за платной консультацией к специалистам – они помогут восполнить пробелы в знаниях.

SWOT-анализ

Данный вид анализа применяется для оценки сильных и слабых сторон идеи при наличии информации о последней. Проведение SWOT-анализа помогает наглядно соотнести плюсы, минусы и опасности будущего проекта, чтобы провести их целостную оценку.

В названии в качестве аббревиатуры зашифрована сущность метода: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Именно по эти четырём графам разносятся данные при SWOT-анализе.

  • К сильным сторонам относят те преимущества, которые имеет выбранная ниша.
  • Слабые стороны должны быть описаны максимально подробно, так как нужны для того, чтобы в будущем их устранить. В эту графу вписываются все недостатки при теоретической реализации плана, от низкой рентабельности до отсутствия собственных помещений.

пример бизнес-плана поизводства

Сильные и слабые стороны, в большинстве своём, являются внутренними факторами, на которые оказывает непосредственное воздействие учредитель.

Составление резюме

Одним из элементов написания бизнес-плана с нуля является составление резюме.

Данный элемент всегда располагается в начале бизнес-плана и содержит в себе некую краткую информацию о нём,  заставляющую людей, которые решили ознакомиться с содержанием документа, заинтересоваться им и продолжить ознакомление.

Наиболее важно это при поиске потенциальных инвесторов и кредиторов.

Несмотря на расположение данного элемента в документе, учредитель не начинает работу над ним перед тем, как написать бизнес-план для малого бизнеса, поскольку резюме является разделом, в котором представлена консолидированная информация из всего остального бизнес-плана.

Соответственно, работа над резюме начинается учредителем в последнюю очередь – это, по большей части, визитная карточка проекта для внешних пользователей информации.

Основными моментами, которые контрагенты хотят видеть в резюме, обычно являются возможный уровень доходности от вложения в развитие проекта, а также принимаемые риски по таким вложениям.

Нередко в отдельный раздел выносят цель проекта.

В данном подпункте необходимо указать цели, задачи, поставленные перед бизнесом, а также аргументировать успешность будущего предприятия. Часто в данном пункте используют результаты, полученные при SWOT-анализе.

В данном разделе обычно размещается обзор конкуренции в выбранной отрасли, представленный количеством фирм-конкурентов и занимаемыми ими долями рынка, спецификой продукции и объёмом реализации, если такие данные присутствуют.

Также в данный раздел обычно включают данные о планируемых размерах создаваемой организации и организаций-конкурентов: количестве сотрудников, производственных мощностях и так далее.

Читайте также  Оформление кредита на кредитного донора

Конфиденциальность

На основе данного анализа обычно определяется перспективное место в отрасли, то есть доля рынка, которую планируется занять в будущем и в какие сроки это должно произойти. В  случае если бизнес-план составляется для внешних пользователей, то данный пункт является одним из основополагающих и должен быть раскрыт подробно.

В качестве преимуществ можно учитывать опыт нанимаемых сотрудников и руководителей, возможные перспективы развития организации, различные ноу-хау и так далее.

Маркетинговый план

Когда возникает необходимость написать бизнес-план самостоятельно, необходимо особое внимание уделять некоторым обязательным элементам в его содержании. В случае с маркетинговым планом такими элементами являются инструменты продвижения товара, анализ спроса, а также предварительные направления сбыта, особенно если речь идёт о производстве.

Разработку бизнес-плана производства мы начинаем с определения состава и стоимости используемого оборудование. Если на предприятии есть технологи и конструкторы, то ответственность за подбор оборудования ложится на них (и на финансового директора). Однако в случае производственного стартапа этих людей может еще не быть в штате.

План персонала

Описывая проект инвестору, не забывайте про себя – ведь ваша главная цель, наряду с получением финансовых средств, лично понять весь процесс «изнутри», чтоб ы облегчить себе работу по его реализации.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Определив для себя тип производственного планирования, вы должны внести в этот раздел документа следующую информацию тактического характера:

  1. Агрегатный (общий) план. Это общее описание производства всех предлагаемых предприятием товаров или услуг.
  2. Основной график производимых работ, в котором вы должны показать расчеты производства количества единиц товара или число оказания услуг за определенный промежуток времени.
  3. План потребностей. Здесь вы должны показать какие расходные материалы, в каком количестве и в какие сроки будут вам необходимы для того, чтобы соответствовать основному графику производимых работ.

Бизнес-план – это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект.

Производственный план в бизнес-плане

Готовый бизнес-план включает в себя все  элементы развития и функционирования бизнеса на плановый период. От того, насколько подробно и грамотно будет написан бизнес-план для открытия своего дела, зависит, насколько идея будет оценена извне, а также количество внезапно возникших нюансов, которые не были учтены изначально.

Можно сказать, что разработка бизнес-плана – это половина создания бизнеса. В нём расписываются подробности ведения технологических процессов, учёта, положения дел в отрасли, а также документального оформления.

Таким образом, бизнес-план простыми словами – это детальное описание планируемого проекта, содержащее в себе расчёты и предполагаемыми результатами на ближайшие несколько лет.

В зависимости от специфики бизнеса и от назначения документа, количество и содержание пунктов бизнес-плана может меняться. Типовой бизнес-план обычно состоит из следующих элементов:

  1. Титульный лист.
  2. Меморандум о конфиденциальности.
  3. Резюме.
  4. Цель проекта.
  5. Анализ положения предприятия в отрасли.
  6. Описание продукта труда.
  7. Маркетинговый план.
  8. Производственный план.
  9. Организационный план.
  10. Финансовый план.
  11. Анализ рисков.
  12. Приложения.

Некоторые элементы, обязательные для написания бизнес-плана для центра занятости или кредиторов, являются не обязательными для написания документов для внутреннего использования. Например, не имеет особого смысла составлять для самого себя меморандум о конфиденциальности или титульный лист.

В то же время, бизнес-план для магазина может не содержать в себе пункта с описанием продукта труда, поскольку в данном случае весь товар приобретается для перепродажи, а перечень услуг является стандартным.

Составление резюме

При разработке бизнес-планов производства следует иметь в виду, что стоимость сырья, размер заработной платы и цена продажи продукции определяются рынком и одинаковы для всех конкурентов. Прибыль производственного предприятия определяется только эффективностью организации его внутренних процессов.
Мы помним, что прибавочная стоимость создается всего двумя видами производственных процессов: сборка/разборка и обработка.
Все остальные процессы, существующие на производстве, являются: либо вспомогательными и не создают ценность сами по себе,  либо — существуют вследствие плохой организации производства и должны быть устранены.

Определение площади создаваемого производства

Следующим шагом при создании производства «с 0» является определение потребности в площади. Для этого выясняем площадь, занимаемую тем или иным видом оборудования при установке его в цеху, а затем, используя нормативы определяем минимальные рабочие зоны, размер проходов, и минимально-допустимое расстояние между станками и от станков до стены. Для того, чтобы заранее прикинуть необходимую площадь цеха, можно приблизительно расставить на схеме оборудование (см. рис.1) с учетом всех вышеописанных требований и померить его площадь.

NB! Мы тут не технологические карты готовим, а пытаемся понять будущий размер арендной платы.

Размещение производственных ресурсов

Пусть компания N решила заняться производством корпусной мебели. Первым делом, в ходе всестороннего маркетингового анализа и исследования потребительского рынка специалисты компании выясняют, что их целевая аудитория – это представители со средним уровнем доходов и некоторые офисные компании, которых интересуют мебель в среднем ценовом диапазоне.

Читайте также  Кредитная карта Touch Bank: отзывы и условия оформления

По логике анализ будущего использования необходимых ресурсов напрямую зависит от расчетов уровня потенциального спроса на будущую продукцию. То есть, если компания планирует производить только шкафы для гостиной, продавать их по 10 тысяч рублей, и на продажах за первый год работы достичь объема в 5 млн рублей, то значит для того, чтобы достичь уровня запланированной прибыли ей необходимо выпускать по 500 шкафов в год.

В том случае, если компания уже давно и успешно работает, и бизнес-план ей необходим для того, чтобы выйти на качественно новый уровень, то планируемый объем реализации продукции после расширения сначала нужно сравнить с уже имеющимися ресурсами, чтобы выяснить какие дополнительные мощности нужны ей для того.

Работая над планированием производственных ресурсов, необходимо понимать, что данные параметры могут увеличиваться либо уменьшаться в зависимости от длительности жизненного цикла предприятия.

В любом случае – если компания уже работает и собирается расширяться, либо она только создается, для размещения всех необходимых ресурсов ей необходимы производственные площади. То есть в производственном плане бизнес-проекта нужно указать, какие именно здания, сооружения, и иные площади ей понадобятся для обеспечения нормального рабочего процесса. На этот расчет влияют такие факторы, как:

  • наличие в регионе квалифицированных специалистов в рассматриваемой сфере
  • уровень заработной платы по региону в целом
  • наличие производственных ресурсов (электроэнергия, водопровод, и т.д.), и их стоимость
  • близость к поставщикам расходным материалов
  • близость к целевой аудитории

Для нашей компании N будет очевидно, что ей необходим цех для производства мебели, несколько административных помещений в городе с достаточно большим числом населения (от 200 тысяч человек) с расположенными поблизости оптовыми продавцами (либо непосредственно производством) ДСП, МДФ, и других материалов, из которых обычно собирается корпусная мебель.

В эту же часть производственного плана можно включить описание размещения оборудования. Организация рабочих мест, планирование размещения инструментов – это часть оптимизации производства, достижение большей эффективности при наименьших затратах.

Читайте также  Производственный календарь на 2020 год утвержденный правительством РФ перенос выходны дней

Прогноз эксплуатационных расходов оборудования

Покупку производственного оборудования мы описываем в разделе «Организационный план», который посвящен действиям по созданию нового производства и включает в себя все шаги. Кроме собственно стоимости оборудования не забываем также о стоимости его доставки, пошлин (если оборудование иностранного производства), монтаже и пусконаладке. При этом мы включаем в операционный план два графика: график физической поставки оборудования, мы обычно представляем его в форме диаграммы Ганта (пример тут) и график оплаты, которая может не совпадать с поставкой, но должна быть учтена в cash flow.

Чтобы бизнес-план производства был более-менее реалистичным, в нем также надо учесть все затраты, связанные с эксплуатацией оборудования. Сначала фиксируем, какие ресурсы ему требуются, кроме электричества? Сжатый воздух, вода, природный газ — все это требует затрат и должно быть включено в расчеты. Какие для оборудования требуются расходники — масло, СОЖ, расходные инструменты, реактивы, что-то еще? Для расчета затрат на электроэнергию выясняем установочную и рабочую мощность оборудования. Суммарная установочная мощность всех станков при двуставочном тарифе даст нам плату за подведенную мощность, а рабочая — плату за потребляемую электроэнергию.

Производственный процесс

Настало время определить, как именно, каким способом будет производиться продукция, либо оказываться услуга. В идеале, заинтересованный инвестор должен наглядно представить себе полную картину создания товара, и, самое главное – использование при этом различных технологий. Нужно показать насколько будет автоматизирован весь процесс производства (оказания услуги), какие существующие в аналогичных производствах технологии, компания собирается заимствовать, чтобы повысить эффективность работы. Для этого нужно опять же проанализировать использование таких технологий конкурентами.

В заключение нужно отметить, что без личного понимания вами всего производственного процесса создать производственный план без постороннего участия и привлечения специалистов вряд ли будет возможно. Для большого бизнеса, это, конечно, в принципе, невозможно. А вот для малого и среднего – практически обязательно. На сегодня на этом все. Увидимся в следующей теме – организационный план бизнес-проекта. Успехов вам!

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Напомню вам остальные разделы бизнес-плана:

  1. Титульный лист. Резюме
  2. Описание компании
  3. Описание услуг и продукции
  4. Анализ рынка
  5. Маркетинговый план
  6. Производственный план
  7. Организационный план
  8. Финансовый план
  9. Оценка и страхование риска
  10. Дополнения и приложения к плану

Опыт производственных стартапов

Когда мы говорим о создании производства «с 0», мы в первую очередь опираемся на собственный опыт в этом вопросе. Мы создавали/участвовали в создании с разной степенью успешности целого ряда производственных предприятий. В их числе — линия порошкового окрашивания, из которой мы сумели однажды выжать чистую!! прибыль 50000 долларов в год — столько же, сколько она стоила. Также мы разработали, сертифицировали и наладили производство охладителей питьевой воды для пассажирских железнодорожных вагонов, Калужский завод пресс-форм, а также множество разовых стартапов, которые ликвидировались после решения задачи, для которой они создавались.

3-D визуализация производственной территории

В состав наших услуг по разработке бизнес-плана промышленного производства входит планировка производственной площадки и трехмерная визуализация зданий и сооружений.

3-D визуализация территории завода позволяет не только лучше продумать расположение зданий на раннем этапе  планирования, но и производит хорошее впечатление на инвесторов при ее включении в бизнес-план.

Слева представлен пример созданной нами при разработке бизнес-плана фабрики трехмерной визуализации территории.

Оцените статью
Добавить комментарий